Смысловая и грамматическая связность
частей текста достигается при помощи различных средств связи.
Разграничиваются лексические,
морфологические и синтаксические средства связи
предложений в тексте.
К лексическим средствам связи относятся:
1
Слова
одной тематической группы
Зима в этих краях бывает суровой
и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит
до июня. И еще в апреле случаютсяметели.
2
Лексические
повторы (повторы слов и словосочетаний), в том числе повторы ключевых слов,
употребление однокоренных слов
Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В
этой книге было то, чего мы ждали. И наши
ожидания оказались не напрасными.
3
Синонимы и
синонимические замены (в том числе контекстуальные синонимы, синонимические и
описательные обороты и родо-видовые обозначения)
Особое значение для развития русского литературного
языка имело творчествоА. С. Пушкина. Великому русскому поэтуудалось
в своих произведениях органично соединить высокиестарославянизмы, иноязычные
заимствования и элементы живой разговорной речи.
4
Антонимы
(в том числе контекстуальные)
Недруг поддакивает. Друг спорит.
5
Слова и
словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие
слова типавот почему, поэтому, из этого следует,
подведем итог, в заключение и т. п.
Морская вода содержит много соли. Вот почему она
не пригодна для приготовления пищи.
К морфологическим средствам
связи относятся:
1
Союзы,
союзные слова и частицы в начале предложений
За окном шумит дождь. Зато в доме
тепло и уютно.
2
Использование
личных (в 3-м л.), указательных и некоторых других местоимений вместо
слов из предшествующих предложений
Язык не передается человеку по наследству. Онразвивается
лишь в процессе общения.
3
Использование
наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к
нескольким самостоятельным предложениям
Слева виднелись горы. Узкой
полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было
тихо и спокойно.
4
Единство
временных форм глаголов-сказуемых
Ночь наступила неожиданно. Стало темно.
На небе загорелись звезды.
5
Использование
степеней сравнения прилагательных и наречий
Место было прекрасное. Лучше и придумать
было нельзя. Мы оказались над облаками. Выше уже
ничего не было.
К синтаксическим средствам
связи предложений относятся:
1
Синтаксический
параллелизм, предполагающий одинаковый порядок слов и одинаковую
морфологическую оформленность членов стоящих рядом предложений
Юность — время надежд. Зрелость — пора свершений.
2
Парцелляция
(деление) конструкций, изъятие из предложения какой-либо части и оформление
ее (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения
Любить Родину — значит жить с ней одной жизнью.
Радоваться, когда у нее праздник. Страдать, когда Родине тяжело.
3
Использование
неполных предложений
—Знаете, о чем мы спорили? —О литературе, музыке, живописи.
4
Использование
вводных слов и предложений, обращений, риторических вопросов
Во-первых,
необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно
начать действовать. Можно ли забыть землю, на которой ты вырос?
5
Использование
прямого и обратного порядка слов
Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец
увидеть тебя.