А5
СИНТАКСИЧЕСКИЕ
НОРМЫ
НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ.
НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
ПОСТРОЕНИЕ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Вопрос
задания всегда звучал одинаково:
"Укажите предложение с грамматической
ошибкой."
В вариантах ответа проверяются знания следующих
норм построения предложений:
(Из аналитического отчёта ФИПИ за 2009 год)
- нормы
образования форм имен существительных (картофельных очисток вместо очистков и
др.);
- нормы образования форм имен прилагательных
(более темнее вместо более тёмный и др.);
- нормы образования форм местоимений (ихнего
вместо их и др.);
- нормы образования форм глагола, причастия и
деепричастия (выздоровят вместо выздоровеют,
лопнутый вместо лопнувший, сделая вместо сделав и
др.);
- координация подлежащего и сказуемого (модели Те,
кто..; кто бы ни…, все…; одна из…;
никто из тех, кто…; многие из тех…, кто...
("кто, как не сама природа, научил…");
- координация подлежащего, выраженного сочетанием
"ряд + сущ." и сказуемого;
- согласование несогласованных приложений;
- согласование определительного оборота с
сочетанием слов;
- координация подлежащего и составного именного
сказуемого в предложении, построенном
по модели "сущ. – это сущ.";
- управление с предлогами по окончании, по
приезде, по завершении, по прибытии;
- управление с предлогами благодаря, согласно,
вопреки, вследствие, подобно;
- управление в словосочетаниях "рецензия
на…", "отзыв о…", "оплатить (вин. п.)",
"описывать (вин. п.), "ожидать (кого,
что или чего);
- управление в предложении с однородными членами с
общим дополнением;
- нормы употребления причастных и деепричастных
оборотов в составе простого предложения;
- нормы употребления однородных членов в составе
простого предложения.
- порядок слов в предложении (однородные члены с
двойными союзами: не только, но и...
(ошибка – не только, а также…);
- нормы построения сложносочиненного предложения;
- нормы построения сложноподчиненного предложения
(место придаточного определительного в
сложноподчинённом предложении;
употребление указательного слова в главной части
сложноподчинённого предложения;
построение сложноподчинённого предложения с
придаточным изъяснительным, присоединённым
к главной части союзом чтобы, союзными словами
какой, который;
построение предложения с двумя определениями
(ошибка – прич. оборот + придаточное определительное)
построение предложения с дополнениями (ошибка –
косвенное дополнение + придаточное дополнительное (изъяснительное)";
- нормы построения бессоюзного предложения;
- нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью).
ПОСТРОЕНИЕ
ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
1. Если в предложении
однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово,
оба сказуемых должны управлять тем падежом, в котором
стоит зависимое слово.
Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
- Неверно
Раскольников придумал теорию и восхищается ею. -
Верно
2. Если предложение
содержит однородные члены, связанные двойными союзами (не только, но и; если
не, то и др.), то
- Части двойного союза должны соединять
непосредственно однородные члены;
- Части двойных союзов не могут произвольно
заменяться частями других двойных союзов.
Настроение было не только главным для автора, но и
для читателей. - Неверно
Настроение было главным не только для автора, а
также для читателей. - Неверно
Настроение было главным не только для автора, но и
для читателей. - Верно
3. Если при однородных членах стоит обобщающее
слово, то все однородные члены
должны стоять в том же падеже, в котором стоит
обобщающее слово.
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских
классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. - Неверно
Жизнь крестьян изображена в произведениях русских
классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого. - Верно
4. Если при однородных членах стоит предлог, все
однородные члены должны употребляться с этим предлогом.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях,
скверах. - Неверно
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в
скверах. - Верно
5. В одном ряду однородных членов не могут стоять
понятия, являющиеся обобщающими словами и их подвидами.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты.-
Неверно
В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины. -
Верно
6.Недопустимо употребление в одном ряду однородных
членов логически несовместимых понятий.
Провожающие шли с сумками и печальными лицами. -
Неверно
ПОСТРОЕНИЕ
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1. Местоимение
"кто", присоединяющее придаточную часть сложноподчиненных
предложений,
Употребляется только с глаголами в форме ед.ч. При
этом нужно помнить, что сказуемое,
которое составители КИМов ставят после
придаточного, согласуется с подлежащим!
Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея
Бахрушина. - Верно
Все, кто интересуются театром, знают имя Алексея
Бахрушина. - Неверно
Все, кто интересуется театром, знает имя Алексея
Бахрушина. - Неверно
2. Придаточная часть должна присоединяться таким
образом, чтобы не создавалось неоднозначности
восприятия смысла предложения.
В письме говорилось, что в город едет ревизор,
которым управляет Сквозник-Дмухановский. - Неверно
В письме говорилось, что в город, которым
управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор. - Верно
3. В предложениях, где причастный оборот и
придаточная часть относятся к одному слову,
причастный оборот следует ставить перед
определяемым словом.
Я пил кофе, приготовленный барменом, и в который
добавили виски. - Неверно
Я пил приготовленный барменом кофе, в который
добавили виски. - Верно
НОРМЫ
СОГЛАСОВАНИЯ
1. Причастный оборот
согласуется с определяемым словом в роде, числе и падеже.
Одно из чудес в Египте, привлекающих туристов со
всего света, связано с пирамидами. - Неверно
Одно из чудес в Египте, привлекающее туристов со
всего света, связано с пирамидами. - Верно
2. Причастный оборот не
должен разрываться определяемым словом.
Прилетевшие туристы в Египет отправились
осматривать пирамиды. - Неверно
Прилетевшие в Египет туристы отправились
осматривать пирамиды. - Верно
ТРУДНЫЕ
СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ
!!!
альтернатива чему
аллергия на что-либо
аннотация чего, на что
беспокоиться о ком-либо
благодаря кому, чему
вопреки чему
директор чего-либо
дисгармонировать с чем
дискутировать о чем, что
жажда, жаждать чего
жалоба на кого-либо
исходить из чего-либо
касаться кого-либо
заведующий чем-либо
избегать кого, чего
иммунитет к чему-либо
неверие во что
обижаться на кого, что
оскорбиться чем
относиться к кому-либо
отталкиваться от чего-либо
пренебречь кем, чем
преобладать над чем
претендовать на что
приемлемый для кого, чего
пример чего, чему
разочароваться в ком, чем
талант к чему
тенденция чего, к чему
тревожиться за кого-либо
характеристика кого-либо
УПОТРЕБЛЕНИЕ
НАЗВАНИЙ И ЦИТАТ
1. Названия газет, книг,
журналов, кинофильмов и т.д. не склоняются (остаются в именительном падеже),
если
перед ними стоит объединяющее слово, родовое
понятие.
О великой силе любви Орфея и Эвридики
рассказывается в книге "Мифах Древней Эллады". - Неверно
О великой силе любви Орфея и Эвридики
рассказывается в книге "Мифы Древней Эллады". - Верно
2. Если цитата приводится
точная, дословная. она заключается в кавычки.
Если не дословная - заключать в кавычки не нужно.
Гоголь говорил, что "обращаться со словами
нужно честно". - Верно
Гоголь говорил, что нужно честно обращаться со
словами. - Верно
Гоголь говорил, что "Нужно честно обращаться
со словами". - Неверно