Воскресенье, 19.05.2024, 23:56 Приветствую Вас Гость

All good! Всё пиздато!

Главная | Регистрация | Вход | RSS

А3

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ (образование форм слова)

Все вопросы этого задания звучат одинаково:

"Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова"


Варианты ответов могут содержать проверку знания следующих правил:

1 Формы именительного и родительного падежа множественного числа имён существительных;
2.Род имён существительных;
3 Склонение количественных числительных;
4 Склонение и употребление собирательных числительных;
5 Степени сравнения прилагательных;
6 Степени сравнения наречий;
7 Формы возвратных и непродуктивных глаголов;
8 Формы косвенных падежей личных местоимений 3-го лица.



1.ФОРМЫ ИМЕНИТЕЛЬНОГО И РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Множественное число именительный падеж (директоры или директора?)

Из форм на -а(-я) нормативными являются следующие:

адреса (но: в знач. "приветствие" и адресы), бока (но: руки в боки), борта, буера, буфера
веера, века (но: во веки веков, в кои веки), векселя, вензеля, директора, доктора
желоба, жемчуга, жернова, катера, кивера, колокола, края, купола, кучера, обшлага
окорока, округа, ордера, острова, откупа, отпуска, отруба, паруса, паспорта, повара
погреба, потроха, профессора, снега, сорта, стога, сторожа, тетерева, тополя, черепа, шомпола

В остальных случаях употребление окончания ы/и является либо нормативным, либо допустимым.

Некоторые слова-омонимы (в форме единственного числа) имеют во множественном числе окончание 
-ы(-и) или -а(-я) в зависимости от значения, например:

корпусы (туловища) – корпуса (здания, войсковые соединения)
мехи (кузнечные; бурдюки) – меха (выделанные шкуры)
образы (художественные) – образа (иконы)
ордены (рыцарские и монашеские) – ордена (знаки отличия)
ордеры (в архитектуре) – ордера (документы)
пропуски (в тексте) – пропуска (документы)
соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)
тормозы (препятствия) – тормоза (устройство)
учители (идейные руководители) – учителя (преподаватели)
юнкеры (прусские помещики) – юнкера (в военных училищах до 1917 г.)


Множественное число родительный падеж (носок или носков?)

Существительные мужского рода имеют в родительном падеже множественного числа нулевое окончание:

1) названия предметов, употребляющихся обычно парами: 
ботинок, валенок, мокасин, сапог (но: сапогов-скороходов), чулок (но: носков); (без) погон, эполет;

2) названия некоторых национальностей, главным образом с основой на н и р: 
англичан, армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, мордвин, 
осетин, румын, сарацин, туркмен, турок, хазар, цыган; последний из могикан;

но: бедуинов, берберов, бушменов, негров, сванов, калмыков, киргизов, мегрелов, 
монголов, ойротов, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, якутов; 

3) названия воинских групп, прежних родов войск и т.п.; (отряд) партизан, солдат; 
но: минеров, мичманов, саперов; 
при собирательном значении – рота гренадер, гардемарин, кадет; эскадрон гусар, драгун, улан; полк кирасир, рейтар; 
но (трех) гренадеров, гусаров, гардемаринов, драгунов, кадетов, кирасиров, рейтаров, уланов;

4)некоторые названия единиц измерения, обычно употребляющиеся с именами числительными: 
(количество) ампер, ватт, вольт, ньютон, аршин, ангстрем, герц, гран, эрстед.

Окончание -ов сохраняется в формах: абрикосов, апельсинов, бананов, мандаринов, помидоров, 
томатов, баклажанов. 

Нормативные формы некоторых существительных женского рода в родительном падеже: 
вафель, домен, кочерёг, кровель, розог, свадеб, сплетен, кеглей, пеней, саклей, 
цапель, нянь, тетей.

Нормативные формы некоторых существительных среднего рода в родительном падеже: 
захолустий, побережий, снадобий, устьев (также подмастерьев, муж. р.), 
плеч, яблок, блюдец, зеркалец, полотенец, болотцев.

Нормативные формы некоторых существительных, употребляющихся только во множественном числе: 
выкрутасов, заморозков, клавикордов, клипсов, лохмотьев, отрепьев, пантов, подонков; 
мокасин, нападок, панталон, потемок, рейтуз, сумерек, шаровар: будней, дровней, яслей.


2. РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.

Слова, употребляемые в форме мужского рода. 
Ботфорт, зал, занавес, мирт, овощ, погон, рельс, рояль -я, табель -я, толь -я, тюль -я, фильм, шампунь -я, эполет 

Слова, употребляемые в форме женского рода. 
Бакенбарда, вуаль –и, гроздь –и, катаракта, консоль –и, мозоль –и, чинара 

Слова, употребляемые в форме среднего рода. 
повидло


3. СКЛОНЕНИЕ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

5-20,30 40, 90, 100 50-80, 200-900 (склоняются обе части) 
И.п. пять сто сорок триста шестьдесят 
Р.п. пяти ста сорока трехсот шестидесяти 
Д.п. пяти ста сорока тремстам шестидесяти 
В.п. пять сто сорок триста шестьдесят 
Т.п. пятью ста сорока тремястами шестьюдесятью 
П.п. (о) пяти (о) ста сорока (о) трехстах шестидесяти 

У составных числительных, обозначающих целые числа, склоняются все слова, 
из которых они состоят.

И.п. Восемьсот шестьдесят семь 
Р.п. Восьмисот шестидесяти семи 
Д.п. Восьмистам шестидесяти семи 
В.п. Восемьсот шестьдесят семь 
Т.п. Восемьюстами шестьюдесятью семью 
П.п. (о) Восьмистах шестидесяти семи 


4. СКЛОНЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СОБИРАТЕЛЬНЫХ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

Собирательные числительные - двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, 
восьмеро, девятеро, десятеро, оба, обе.


муж.р., ср.р. жен.р. двое-десятеро
И.п. оба обе пятеро
Р.д. обоих обеих пятерых
Д.п. обоим обеим пятерым
В.п. оба обе пятерых
Т.п. обоим обеими пятерыми
П.п. (об) обоих (об) обеих (о) пятерых

Собирательные числительные сочетаются с: 
1) с существительными, обозначающими названия лиц мужского пола 
(трое мужчин, четверо студентов, пятеро солдат); 
2) с существительными "дети", "люди", а также с существительными, обозначающими 
названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат); 
3) с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими 
названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Собирательные числительные не сочетаются с: 
cуществительными, называющими лица женского пола или животных. 
В таких случаях употребляются сочетания с числительными,обозначающими целые числа. 
(три сестры, восемь овец, два медведя).


5.СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ.

Степени сравнения: сравнительная и превосходная.

Простая форма сравнительной степени прилагательных образуется от основы начальной формы 
при помощи суффиксов -ее (ей), -е, -ше, -же. (высокий - выше, красивый - красивее)

Составная форма сравнительной степени образуется путём соединения начальной формы прилагательного 
со словами "более", "менее": свежий — более свежий — менее свежий.

Употребление слов "более/менее" с простой формой сравненительной степени - неверно! 
Ошибка: более свежее.

Простая форма превосходной степени образуется от основы начальной формы с помощью
суффиксов -ейш, -айш, -ш: добрый — добрейший, строгий - строжайший.

Составная форма превосходной степени образуется тремя способами: 
1) путём соединения начальной формы со словом самый (высокий — самый высокий); 
2) путём соединения начальной формы со словами "наиболее", "наименее" (интересный — наиболее/наименее интересный); 
3) путём соединения простой формы сравнительной степени прилагательного с местоимениями 
"всего", "всех" в родительном падеже (широкий — шире всех, тёплый — теплее всего).


Употребление слов "самый/наиболее/наименее" с простой формой превосходной степени - неверно! 
Ошибка: самый свежайший, наиболее умнейший.


6.СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ НАРЕЧИЙ. 

Наречия на -о, -е, образованные от качественных прилагательных, имеют форму сравнительной степени, 
которая совпадает с формой сравнительной степени соответствующих прилагательных: 
становиться умнее, читать лучше, быть смелее.

Форма превосходной степени образуется путём соединения сравнительной степени наречия 
и местоимения "всех" ("всего"): бежать быстрее всех, летать выше всех, понять лучше всего.


7.ФОРМЫ НЕПРОДУКТИВНЫХ И ВОЗВРАТНЫХ ГЛАГОЛОВ

Литературные формы:

видеть (НЕ видать), слышать (НЕ слыхать), поднимать (НЕ подымать)

сох (НЕ сохнул) глох (НЕ глохнул), гас, зяб, мёрз, пах, вверг, вторгся, постиг, смолк, стих и др.

мерить - мерю, меришь, мерит, мерят 
лазить - лажу, лазишь и т.д. 

жечь, течь, печь - жжёт, течёт, печёт 

От глаголов: колеблет, машет, пашет, плещет, полощет, рыщет, сыплет, треплет, хнычет, щиплет, 
образуются формы соответственно: машу, пашу; маши, паши; машущий, пашущий и т.д.

От многих непродуктивных глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: 
победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др.

Повелительное наклонение: ляг, беги, не тронь, погоди, выйди, выложи и др. 

Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: 
хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и нек. др.

После гласной пишется в возвратных глаголах пишется суффикс -СЬ- (НЕ -СЯ-): 
радуюсь(правильно) - радуюся (ошибка)


8.ФОРМЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ ЛИЧНЫХ МЕСТОИМЕНИЙ 3-го ЛИЦА

"Н" добавляется к личным местоимениям 3-го лица только в косвенных падежах после предлогов.

Не добавляется "Н” к местоимениям 

- после предлогов наречного происхождения, управляемых дательным падежом: 
вопреки ему, наперекор ей, согласно им, вслед ему, навстречу ей, подобно им, 
соответственно им, благодаря ему.

-после сочетания простого предлога и имени существительного: 
в отношении его, при помощи ее, не в пример им, в противовес ему, по поводу ее, 
за исключением их, со стороны его, по причине ее, наподобие его, насчет их.

- после сравнительной степени прилагательного или наречия: 
старше его, выше его, лучше их.

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz