А28
ТЕКСТ КАК
РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.
СМЫСЛОВАЯ И
КОМПОЗИЦИОННАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ТЕКСТА.
В задании проверяется умение ученика понять тему
текста, его проблематику, позицию автора.
Правильно выполненное, это задание поможет при
написании сочинения-рассуждения части С
(ведь в рассуждении необходимо сформулировать
проблему текста и обозначить авторскую позицию).
Вариантов
этого задания очень и очень много.
Вот лишь некоторые из них:
Какое высказывание соответствует/не соответствует
содержанию текста?
В каком из приведённых ниже предложений верно
передана основная мысль?
В каких предложениях автор даёт ответ на вопрос,
поставленный им в предложении 1?
Укажите фразу, которая противоречит/не
противоречит содержанию текста.
Какое утверждение противоречит/не противоречит
позиции автора.
В каком предложении текста наиболее полно отражена
основная мысль?
В каком(-их) предложении(-ях) содержится прямая
авторская оценка описанной ситуации?
Какая проблема осталась за рамками текста?
Какое утверждение отражает одну из мыслей текста?
и др.
Как видите, все вопросы связаны с определением
темы, основной мысли, проблемы текста и позиции автора.
Текст — это речевое
произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой
последовательности и объединённых в целое
единством темы, основной мысли и с помощью различных
языковых средств.
Тема — это обозначение предмета
речи, то есть тех жизненных явлений или вопросов, которые отобраны
автором и изображены в его произведении. (о чем
говорится в тексте? Что является предметом изображения,
описания или рассуждения в тексте?)
Основная
мысль (идея) текста передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку
изображаемого.
(какую цель ставил перед собой автор? Для чего
автор написал этот текст? Что он хотел сказать?)
Проблема
текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения,
серьезного размышления,
исследования. Проблема обычно предполагает наличие
какого-либо противоречия, противостояния, конфликта
между теми или иными явлениями, понятиями, точками
зрения и т. п. (какие проблемы поднимаются в тексте?)
Позиция
автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной
проблеме текста,
предлагаемое автором решение той или иной
проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме
текста обычно представляет собой основную мысль
текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
(какова точка зрения автора по данным проблемам?)
При выполнении этого задания целесообразно
опираться на предложенные варианты ответов, и не тратить
драгоценное время на самостоятельное определение
темы или позиции автора "с нуля".
Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по
значимости и способу выражения. По значимости
разграничивается основная и дополнительная
информация. По способу выражения информация может быть
явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой,
или подтекстной).
Прямая информация представляет собой сведения,
мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются
автором текста. Скрытая (подтекстовая) информация
содержится в подтексте и должна быть выведена читателем
самостоятельно на основе содержащихся в тексте
утверждений автора и его оценок изображаемого.
Если исходный текст представляет собой
текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции
важно проанализировать все композиционные части:
исходный тезис; аргументы, включая примеры и доказательства;
вывод — и на этой основе определить или
сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться
во всех абзацах текста) и его основную идею.
Для выяснения идейного смысла и позиции автора в
тексте-повествовании также необходим анализ композиционных
частей текста: экспозиции, завязки, кульминации,
развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и
развязке, а также тому, от какого лица ведется
повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на
вопросы: что хотел сказать автор? Каково его
отношение к тому, о чем повествуется в тексте?
При определении идейного смысла текста и позиции
автора в тексте-описании следует прежде всего обратить
внимание на то, какие детали общей картины
являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор
оценивает описываемый предмет или явление.