Воскресенье, 19.05.2024, 20:08 Приветствую Вас Гость

All good! Всё пиздато!

Главная | Регистрация | Вход | RSS

А27

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАБОТКА ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ
РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ


Задание относительно новое - впервые появилось на ЕГЭ 2009. В нём проверяется умение ученика 
выявлять главную информацию из текста, что ему пригодится как при написании сочинения части С, так 
и на лекциях в институте.


Задание:

Прочитайте текст.

Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь 
удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти, 
газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического 
развития России Сибири уделяется большое внимание.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии, в планах экономического развития России уделяется 
большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами, но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по 
запасам полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены 
огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется большое внимание, так как этот регион занимает две пятых 
пространства Азии и здесь сосредоточены огромные природные богатства.


Одно из предложений ( в данном случае 4) содержит информацию, отсутствующую в тексте.
Предложения 1 и 2 не содержат всей важной информации текста. 
Ищем правильный ответ - тот, который содержит наиболее полную информацию из данного текста 
и не содержит ничего лишнего. В данном случае - 3.


Вот что написано об этом задании в аналитическом отчёте ФИПИ за 2009 год:

"В 2009 г. в экзаменационную работу по русскому языку было включено задание А27, нацеленное на проверку 
овладения выпускниками текстовой нормы. Задание предполагало поиск речевого высказывания, не утратившего 
основного смысла в результате информационной компрессии. 
Понятия избыточной (второстепенной) и свёрнутой (обобщённой, главной) информации обычно рассматриваются 
на уровне целого текста, однако эти качества избыточности и свёрнутости применимы и к отдельным 
высказываниям, и к фрагментам текста, в которые включаются эти высказывания, т.е. на уровне минимальных 
единиц, поэтому сжатие двух-трех предложений в одно простое предложение с сохранением объёма главной 
информации, по мнению известного лингвиста, – закономерное явление.
Для анализа выпускникам были предложены тексты аргументирующего типа, где информация представлена в виде 
определения или объяснения, доказательства, собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой 
текст отражает движение мысли с указанием на причинно-следственные связи и условно-временные отношения, 
с использованием разных логических операций, утверждений и отрицаний, противопоставлений и сопоставлений. 
Рационально-логический строй речи в научно-популярном тексте подчёркивается наибольшей эксплицитностью 
выражения содержания и наибольшей связностью . Причинно-следственные связи выражены преимущественно 
лексически (так как, потому что, вследствие чего и т.п.), порядок слов предпочтительнее прямой, 
эмоционально насыщенные слова и экспрессивные конструкции отсутствуют. 
Модель задания предполагает выбор выпускниками из четырех вариантов такой ответ, где сокращение текста 
проведено с сохранением полного объёма информации, при этом главная информация максимально выражена при 
минимальной затрате речевых средств.
Среди дистракторов – предложения, где при свёртывании информации использованы коммуникативные способы 
компрессии: пропуск системы доказательств и аргументации, полно и широко поданной в исходном микротексте, 
использование средств повторной номинации – лаконичных, замещающих пространные куски текста, например, 
указательных слов или сочетаний вроде "этот вопрос", "в таких случаях", "данные сведения", избыточная, 
детализированная, а не обобщённая информация . 
В дистракторах при сжатии текста использовались различные приёмы компрессии: включение новой информации 
в тему сообщения, сжатие нескольких сообщений в одно предложение, т.е. использование информативно 
компактных предложений (как правило, грамматически простых вместо сложных), предложения со вторичными 
предикатами, связи противительные, причинно-следственные, условно-временные передаются не с помощью 
соответствующих союзов и союзных слов, а позиционным соположением компонентов межфразовых единств. 
Задание А27 носит компетентностно ориентированный характер, поскольку проверяет овладение ключевыми 
компетенциями – коммуникативной и информационной: человеку в жизни необходимо владеть навыками чтения-понимания, 
способами коммуникативной компрессии (сжатия) информации текста значительного объёма, для того чтобы 
понять главное, основное содержание. Как показали результаты выполнения задания А27, основные способы 
свёртывания информации выпускникам хорошо знакомы, когда, например, в тексте опускается детальная, 
подробная система доказательств и аргументации, когда лаконичные, короткие предложения замещают 
значительные части текста, в этом случае излишние детали, подробности, перечисления заменяются одним 
словом или оборотом. Выпускники соотносили содержание текста с предложениями, где основная информация 
сжата, и находили предложение, в котором основная информация, переданная без фактических ошибок, не 
содержит перечислений, дополнительной детализированной информации."

Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz