А27
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ОБРАБОТКА ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ
РАЗЛИЧНЫХ
СТИЛЕЙ И ЖАНРОВ
Задание относительно новое - впервые появилось на
ЕГЭ 2009. В нём проверяется умение ученика
выявлять главную информацию из текста, что ему
пригодится как при написании сочинения части С, так
и на лекциях в институте.
Задание:
Прочитайте текст.
Если вы посмотрите на карту, то убедитесь, что
Сибирь – это две пятых пространства Азии. Но Сибирь
удивляет нас не только своими размерами, но и тем,
что это крупнейшая сокровищница мира по запасам нефти,
газа, угля, энергетическим ресурсам, огромным
лесным массивам. Именно поэтому в планах экономического
развития России Сибири уделяется большое внимание.
В каком из приведённых ниже предложений верно
передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Сибири, занимающей две пятых пространства Азии,
в планах экономического развития России уделяется
большое внимание.
2) Сибирь удивляет нас не только своими размерами,
но и тем, что это крупнейшая сокровищница мира по
запасам полезных ископаемых.
3) В планах экономического развития России Сибири
уделяется большое внимание потому, что здесь сосредоточены
огромные природные богатства.
4) В развитии мировой экономики Сибири уделяется
большое внимание, так как этот регион занимает две пятых
пространства Азии и здесь сосредоточены огромные
природные богатства.
Одно из предложений ( в данном случае 4) содержит
информацию, отсутствующую в тексте.
Предложения 1 и 2 не содержат всей важной
информации текста.
Ищем правильный ответ - тот, который содержит
наиболее полную информацию из данного текста
и не содержит ничего лишнего. В данном случае - 3.
Вот что
написано об этом задании в аналитическом отчёте ФИПИ за 2009 год:
"В
2009 г. в экзаменационную работу по русскому языку было включено задание А27,
нацеленное на проверку
овладения выпускниками текстовой нормы. Задание
предполагало поиск речевого высказывания, не утратившего
основного смысла в результате информационной
компрессии.
Понятия избыточной (второстепенной) и свёрнутой (обобщённой,
главной) информации обычно рассматриваются
на уровне целого текста, однако эти качества
избыточности и свёрнутости применимы и к отдельным
высказываниям, и к фрагментам текста, в которые
включаются эти высказывания, т.е. на уровне минимальных
единиц, поэтому сжатие двух-трех предложений в
одно простое предложение с сохранением объёма главной
информации, по мнению известного лингвиста, –
закономерное явление.
Для анализа выпускникам были предложены тексты
аргументирующего типа, где информация представлена в виде
определения или объяснения, доказательства,
собственно рассуждения и умозаключения (рассуждение). Такой
текст отражает движение мысли с указанием на
причинно-следственные связи и условно-временные отношения,
с использованием разных логических операций,
утверждений и отрицаний, противопоставлений и сопоставлений.
Рационально-логический строй речи в
научно-популярном тексте подчёркивается наибольшей эксплицитностью
выражения содержания и наибольшей связностью .
Причинно-следственные связи выражены преимущественно
лексически (так как, потому что, вследствие чего и
т.п.), порядок слов предпочтительнее прямой,
эмоционально насыщенные слова и экспрессивные
конструкции отсутствуют.
Модель задания предполагает выбор выпускниками из
четырех вариантов такой ответ, где сокращение текста
проведено с сохранением полного объёма информации,
при этом главная информация максимально выражена при
минимальной затрате речевых средств.
Среди дистракторов – предложения, где при
свёртывании информации использованы коммуникативные способы
компрессии: пропуск системы доказательств и
аргументации, полно и широко поданной в исходном микротексте,
использование средств повторной номинации –
лаконичных, замещающих пространные куски текста, например,
указательных слов или сочетаний вроде "этот
вопрос", "в таких случаях", "данные сведения",
избыточная,
детализированная, а не обобщённая информация .
В дистракторах при сжатии текста использовались
различные приёмы компрессии: включение новой информации
в тему сообщения, сжатие нескольких сообщений в
одно предложение, т.е. использование информативно
компактных предложений (как правило, грамматически
простых вместо сложных), предложения со вторичными
предикатами, связи противительные,
причинно-следственные, условно-временные передаются не с помощью
соответствующих союзов и союзных слов, а
позиционным соположением компонентов межфразовых единств.
Задание А27 носит компетентностно ориентированный
характер, поскольку проверяет овладение ключевыми
компетенциями – коммуникативной и информационной:
человеку в жизни необходимо владеть навыками чтения-понимания,
способами коммуникативной компрессии (сжатия)
информации текста значительного объёма, для того чтобы
понять главное, основное содержание. Как показали
результаты выполнения задания А27, основные способы
свёртывания информации выпускникам хорошо знакомы,
когда, например, в тексте опускается детальная,
подробная система доказательств и аргументации,
когда лаконичные, короткие предложения замещают
значительные части текста, в этом случае излишние
детали, подробности, перечисления заменяются одним
словом или оборотом. Выпускники соотносили
содержание текста с предложениями, где основная информация
сжата, и находили предложение, в котором основная
информация, переданная без фактических ошибок, не
содержит перечислений, дополнительной
детализированной информации."